понедельник, 11 апреля 2011 г.

Жемчужина Донского края

Серафимович, Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь



Его называют жемчужиной Донского края. Проехав через весь город Серафимович, и минув поворот на Простоквашино ( так называется посёлок) мы оказываемся на прямой дороге к монастырю.  
 После первого посещения этого места я и подумать не могла что история этого монастыря столь интересна.

На правом берегу р. Дон в 1665 г. по благословению Святейшего Патриарха Никона игум. Исаиею был основан мужской монастырь между гор и названный Межигорская пустынь - первый монастырь на земле донских казаков. В XVIII в. монастырь был завален горой и в 1754 г. при игум. Лаврентии перенесен в урочище при впадении р. Медведицы в Дон в 6 км от стан. Усть-Медведицкая. В 1785 г. монастырь был преобразован в женский, но через 3 года упразднен. 1 окт. 1798 г. он вновь восстановлен высочайшим повелением для призрения вдов и сирот донских казаков.

В 1890 г. монастырь украсился храмом во имя Казанской иконы Божией Матери, спроектированным академиком СПб академии художеств А. М. Горностаевым, который сохранился доныне. Воздвигнутый в это время храм Преображения Господня с приделом в честь Владимирской иконы Божией Матери был разрушен в 30-е годы советского времени.

В одной из книжечек монастыря я тоже читала, что сначала был мужской монастырь на горе, находившийся напротив ныне существующего монастыря. Созданный в 1652 году, спустя 100 лет, в ночь под Пасху 1752 года при разливе Дона он целиком сползает в воду и разрушается. К 1759 году Усть-Медведицкий монастырь отстраивается заново.


В 1863 году настоятельницей Усть-Медведицкого монастыря становится мать Арсения, с именем которой связаны времена самого расцвета деятельности Спасо-Преображенского монастыря.

Особенно прославилась подвигами веры и благочестия игум. Арсения. Родившаяся в богатой и знатной семье помещика М. С. Себрякова, она в юном возрасте решила удалиться в монастырь. 30 дек. 1850 г. Себряков привез 17-летнюю дочь Анну в Усть-Медведицкую обитель и через 4 года она была пострижена с именем Арсения. Юная, изящная, красивая, она вызывала в сердцах простодушных инокинь благоговейное чувство, казалась им Ангелом Божиим. Жизнь вела самую строгую, подвижническую. Она написала плащаницу и 6 больших икон. В 1863 г. по просьбе сестер мать Арсения приняла начальство над монастырем. При ней монастырь достиг своего наивысшего расцвета. В нем открылось бесплатное 4-классное женское училище. В 1905 г. игум. Арсения отошла ко Господу.

После октябрьского переворота обитель была закрыта и подверглась осквернению и разорению. Более 50 построек на территории монастыря были разрушены. В годы Великой Отечественной войны г. Серафимович (бывшая стан. Усть-Медведицкая) несколько раз переходил из рук в руки. Бои продолжили разрушение обители. После войны в обители расположилась исправительная колония, потом в единственном уцелевшем храме - иконы Казанской Божией Матери - местная электростанция. Позже здесь так же были и детский лагерь и колония для несовершеннолетних.



В 1991 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Началось возрождение монастыря как мужского под руководством иеромонаха Савина (Аганина). Трудами малочисленного братства были выполнены значительные работы по восстановлению монастыря.


Построен Усть-Медведицкий монастырь в стиле итальянской базилики и поистине восхищает своей красотой. Нынешний храм уже третий, по счёту отстроенный при монастыре. Первый храм был привален горой и в результате был построен второй подальше от горы и ближе к Дону, но при большом половодье рек Дон и Медведица произошло подмывание фундамента храма и храм "сполз" в Дон. Третий храм был построен уже выше по склону, где стоит и сейчас. По такому проекту построено всего два храма. Храм имеет форму креста. Колонны, поддерживающие храм изнутри, были доставлены из Венеции за 1,5 года и обрабатывались в Петербурге . Уже в наше время за эти колонны немцы предлагали заасфальтировать все дороги г. Серафимовича, но администрация города отказала предприимчивым немцам. Некогда вершину храма украшали пять позолоченных куполов, в отличие от нынешнего одного. Перекрытие между нижним и верхним храмами использовалось ещё и для обогрева – в нём была сделана система воздуховодов, а в нижнем храме стояла печь, которая и обогревала перекрытие. В Советские времена храм превратили в груду обветшалого камня. Не было ни крыши, ни перекрытия между верхним и нижним храмами, все оставшиеся стены были изгажены надписями, а фрески расстреляны и закрашены. Всё, что содержало золото, было распилено и растащено (купола, алтарь, иконостас) До нынешнего времени ещё остался дом игуменьи Арсении, арка бывшей колокольни, часть пещер с главной святыней монастыря чудо-камнем игуменьи Арсении. Сейчас, благодаря вниманию верующих, Усть-Медведицкий монастырь постепенно восстанавливается.







Ежедневно сотни туристов и паломников приезжают в Усть-Медведицкий монастырь — одни помолиться, другие воочию увидеть достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря. Среди них наиболее будоражащими воображение являются выкопанные в 1874 году подземные ходы общей длиной 150 метров. Существует мнение, что когда-то подземный ход проходил под самым руслом Дона, давая таким образом возможность перебираться на левый берег. В одной из частей пещер и ныне находится главная святыня обители — «монашкин камень». На нем, словно по велению каких-то чудесных сил, остались отпечатки двух ладоней и коленей — по преданию они принадлежат подвижнически молившейся здесь матушке Арсении. Считается, что если припасть к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней.

Вот такая необычная церковь сейчас возводится там. 33 купола на ней. Каждая на каждый год жизни Иисуса на земле.

Каждый раз приезжая в Серафимович, хочется поехать туда. Строительство идёт быстрыми темпами. И в последний наш приезд уже была построена огромная колокольня, возле храма всё выложено плиткой, идёт строительство ещё каких то зданий. Монастырь живёт. Но! На территории монастыря нельзя пользоваться фотоаппаратом. Зато в церковной лавке можно приобрести фотографии монастыря. Своего рода коммерческий ход, но разве это действительно запрещено? Я согласна на запрет фотографирования в самом храме, но почему на улице нельзя?

Потрясающий вид на монастырь открывается с горы, напротив монастыря. Белоснежный храм на берегу Дона. Внутри храма,  который год ведутся работы и уже не терпится там побывать.
К камню с отпечатками мы тоже спускались. Жутковато идти по пещерам, хоть и расстояние небольшое. Но когда ты находишься под землёй, в замкнутом пространстве, слева, справа, сверху и под ногами камень, путь освещает только огонёк свечи...мурашки просыпаются. Жалко, что не удалось побывать в этом месте, когда храм ещё был не покрашен. Мне кажется, что именно таким он хранит в себе какую то духовность, таинство. Сейчас всё белоснежное, отстраиваются кельи ,кладут плитку, облагораживают территорию  и это своего рода внедрение цивилизации как будто затирает его историю.




Комментариев нет:

Отправить комментарий